Сельскохозяйственное машиностроение переходит в новую фазу технического развития. Точная механика теперь работает вкупе со сложной и интеллектуальной электроникой. Цель внедряемых технологий убирать урожай с полей с минимальными потерями. При правильной настройке системы потери не должны превышать 1% от урожая. Для сравнения: комбайны 20 века оставляли на полях до 1/3 от всего выращенного урожая. В масштабах страны счет убытков шел на миллиарды рублей. Сегодня жесткая конкуренция, выросшая на мировых рынках и резко выросшие затраты на энергоносители, делают подобною расточительность полностью невозможной. Об этом и многом другом говорили на международной конференции «Сельхозтехника будущего», прошедшая 15-16 мая 2013 года в Краснодарском крае.
На форуме конструкторы сельхозмашин дискутировали с учеными Российских аграрных ВУЗов и представителями агробизнеса, которые в свою очередь выдвигали свои требования к сельхозтехнике.
По утверждению специалистов уже сегодня можно изготавливать комбайны и трактора, которые могут работать без механизатора. По их задумкам тракторист сможет управлять 2-3-мя машинами одновременно, т.е. механизатор управляет одной машиной, сможет управлять и контролировать 2-3 машинами, идущими вслед за ним, повторяя все его операции и команды.
Таким образом, роль комбайнеров и трактористов будет принципиально меняться по сравнению с традиционными задачами. На старой сельхозтехнике 90% усилий уходит на управление машиной, а теперь внимание механизатора будет сосредоточено на эффективности работы техники в целом. В результате за место контроля оборотов барабана, мотовила и т.д., специалист будет управлять производительностью, потерями при помощи компьютера, который в свою очередь оценивает в комплексе все параметры и настройки механизма машины в целом.
Однако здесь встает другой вопрос – кто будет управлять и обслуживать новейшие полевые комплексы, поскольку для этого нужны высококвалифицированные специалисты. На конференции говорилось о том, что в аграрных ВУЗах страны уже меняется концепция обучения инженеров и специалистов в целом для села.
В Самарской Государственной Сельскохозяйственной академии кардинально пересмотрена программа изучения предметов «Трактора и автомобили» (ТРиА), «Сельскохозяйственные машины» (СХМ) и т.д. Переоборудованы учебные классы кафедр СХМ и ТРиА, на которых вместо устаревшей сельхозтехники появились новейшие и современные трактора, комбайны и сельхозмашины. На кафедре сельхозмашин оборудован собственный современный компьютерный класс, который оснащен современным мультимедийным оборудованием и компьютерными программами.
Еще одним перспективным направлением недалекого будущего пророчат переводу сельхозтехники с дизельного топлива на природный газ. В конце апреля концерн «Тракторные заводы» представили первый в России трактор, работающий на метане. Стоимость газа сегодня от 8 до 12 рублей за литр, тогда как цена дизтоплива превысила 30 рублей за литр. Сельхозпредприятия могут добиться и полной энергетической независимости, если будут использовать отходы животноводства для производства метана, как делается на свинокомплексах Курской области. 13 мая глава Правительства Д.А. Медведев подписал постановление, по которому владельцы машин, работающих на газу, будут получать ряд существенных преференций. Например, снижение ставок транспортного налога и субсидий на приобретение новой техники.